память человекаКак часто в обычной жизни приходиться досадовать на рассеянность и невнимательность. Казалось бы, такие простые текущие дела выпадают из памяти, хотя только что ты помнил об этом. И напротив, события, произошедшие много лет назад, всплывают в памяти в мельчайших подробностях. Почти каждый человек на протяжении своей жизни имеет проблемы с памятью. Простая ли это рассеянность, вызванная увлечением каким-либо делом, или, возможно, это последствия невоздержанности во время веселого времяпрепровождения. Возможно расстройства памяти, или как говорят врачи, мнестические расстройства, вызваны затяжной депрессией или обострением невроза. А может быть снижение памяти и внимания происходит по вполне нормальной причине преклонного возраста, когда замедляется скорость всех мыслительных процессов.

Еще в начале прошлого века о механизмах памяти не было ничего известно наверняка. Все теории относительно процесса запоминания и воспроизведения информации строились на правах домысла. Утверждалось, что память – естественное свойство любой материи, и оставленные однажды на ней следы, вновь могут проявиться при благоприятных условиях, когда пройдет время.

Но с развитием науки, стало ясно, что любое психическое действие суть сложный и комплексный процесс. На сегодняшний день описаны механизмы развития психической деятельности, строение и механизм познавательных процессов, вспомогательных факторов этих явлений с опорой на индивидуальные механизмы саморегуляции.

Расстройства памяти, не имеющие под собой объективных психологических причин (свойство темперамента, увлечение чем-то или кем-то, острая стрессовая ситуация и т.д.) может быть вызвано различными локальными нарушениями структуры головного мозга. Это могут быть различные интоксикации, в том числе и алкогольные, старческие деменции, протекающие в условиях патологических процессов в мозгу, например болезнь Альцгеймера. Нарушения памяти часто сопровождают различные заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы человека, в результате которых значительно затрудняется мозговое кровообращение, что и ведет к структурным поражениям мозга.

Помнить или забыть

В современном научном мире принято определение памяти как свойства центральной нервной системы усваивать и хранить информацию, а затем использовать ее сообразно той или иной ситуации. Основные компоненты механизма памяти – забывание и запоминание.

Считается, что процесс запоминания является прямым продолжением восприятия. Процесс запоминания начинается с выделения признаков из каждого запечатлеваемого материала. Признаки могут носить сенсорный характер, элементарный или сложный комплексный характер. Запоминание характеризуется небольшим объемом усваиваемого материала, на небольшой период времени.

Запоминание всего лишь начальный этап среди последующих, гораздо более сложных синтетических этапов запечатления материала. Первый из этих этапов носит название кратковременной или оперативной памяти. Сенсорные образы в ней удерживаются в сознании человека от нескольких минут, до нескольких часов.

Когда отдельные впечатления начинают объединяться в целые комплексы образов, тогда процесс запоминания переходит в стадию кодирования. Именно с помощью кодирования осуществляется переход от кратковременной памяти к долговременной.

Долговременная память представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя логические операции. Именно долговременная память может сохранять и воспроизводить неограниченный объем информации. Происходит это в значительной степени оттого, что долговременная память оперирует не сенсорными образами, а смысловыми. Долговременная память бывает эпизодической и включает в себя личный опыт человека, воспринимаемый крайне субъективно. Также долговременная память бывает семантической и включает в себя общий для многих людей опыт, те или  иные знания и представления о мире и иерархии отношений в социуме.

Помимо усвоения, так же важным процессом является воспроизведение усвоенной информации. В некоторых учебных пособиях воспроизведение называют еще и припоминанием. Прежде всего, воспроизведение или припоминание представляет собой процесс активного поиска нужной связи из множества возможных связей.

Например, человеку предложено было запомнить ряд слов с тем, чтобы потом его воспроизвести. Чтобы это сделать, человеку нужно из числа возможных выбрать именно ту связь или компонент, которые бы позволили ему воспроизвести правильно все слова, в правильном порядке. При этом испытуемый должен отсеивать, постоянно всплывающие в сознании, ненужные посторонние, побочные связи.

Наряду с запоминанием в нашем мозгу активно происходят процессы забывания информации. На заре нейропсихологических изысканий забывание понималось как пассивный процесс, связанный с постепенным ослаблением запечатленного следа или знака, которое усиливается с течением времени. Однако клинические эксперименты опровергли это утверждение. Так, например, в состоянии гипноза, испытуемый мог вспомнить такие истории из собственного детства, которые казались навсегда забытыми. Долговременная память, как говорилась выше, может хранить любой объем информации неограниченно долгое время. Ее временное забывание связано с активным торможением следов или запечатленных знаков. Таким образом, процесс забывания в современном научном сообществе понимается как активное торможение.

Следуя этой логике, можно сделать вывод, что здоровый человек никогда ничего не забывает. Те явления или знаковые системы, которые он затрудняется припомнить, могут быть им воспроизведены в последствии, при благоприятных условиях. Ну, например, забывание может произойти под влиянием неблагоприятных эмоциональных факторов (волнение перед экзаменом). Но, спустя определенное время, когда эмоциональный фон стабилизируется, человек «вдруг» вспоминает то, что еще некоторое время назад не мог припомнить.

Когда все забыто

Иногда бытовая рассеянность имеет причиной функциональные, патологические изменения в структуре мозга. В этом случае, мнестические расстройства или забывчивость будут носить необратимый характер. С помощью современного адекватного лечения можно затормозить процессы разрушения памяти, а стало быть, и личности человека. Главное в этом случае желание самого человека и правильно и своевременно поставленный диагноз.

Во всех учебных пособиях по нейропсихологии описание функциональных нарушений памяти начинается с описания синдрома Корсаковского. Синдром Корсаковского наступает при  нарушении мнестических процессов на фоне алкоголизма. Синдром часто сопровождается ретроградной и фиксационной амнезией. Больной фиксационной амнезией очень быстро забывает текущие события. А больной ретроградной амнезией забывает о событиях, произошедших с ним до начала болезни.

Далее идут нарушения памяти вызванные старческими деменциями. Надо сказать, что нарушение памяти всегда является симптомом надвигающейся деменции. До 10% людей в возрасте старше 65 лет имеют деменцию. Однако не стоит путать естественное снижение функций памяти и мышления с тяжелыми повреждениями мозга.

Среди ученых принято различать корковую и подкорковую деменции. К корковым деменциям относится болезнь Альцгеймера.  К подкорковым — болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и хроническаю сосудистую мозговую недостаточность.

С точки зрения тяжести протекания заболевания, подкорковые деменции значительно выигрывают перед корковыми. Прежде всего, потому, что нарушения памяти при подкорковых деменциях обнаруживают себя в основном при обучении. Тогда как расстройства памяти при  болезни Альцгеймера носит абсолютный характер, то есть, больной может забыть практически все, кроме своих детских лет, по мере прогрессирования заболевания, пациенты забывают слова и понятия, постепенно они утрачивают способность ориентироваться в пространстве.

Нарушение памяти, вызванное естественным старением здорового человека, называется сенильным. Оно начинается в возрасте от 40 лет и продолжается до 65. Дальше указанного порога процесс деградации не идет. Сенильные нарушения памяти не причиняют какого бы то ни было бытового и социального дискомфорта его обладателю. Про таких стариков говорят, что они сохранили ясный ум. Затруднения они испытывают в усвоении новой для себя информации. Однако эти затруднения не делают невозможным обучение, просто оно  идет значительно медленнее.

В ряде экспериментов учеными было установлено, что нарушение памяти связанные с естественными возрастными изменениями могут быть заторможены, если человек постоянно занимается интеллектуальным трудом, то есть, говоря языком нейропсихологии, постоянно наращивает новые нейронные связи в мозгу.

Дело в том, что изменения памяти в возрасте не являются первичными. Они наступают вследствие потери остроты внимания, скорости реакции и ослабления реакций на внешние раздражители.

Запомнить

Люди, заботящиеся о своем здоровье, не злоупотребляющие алкоголем, курением, вредной жирной, излишне соленой или  сладкой пищей, в старости имеют очень низкий шанс сердечно сосудистых заболеваний. А это значит и низкие шансы функционального повреждения мозга.

Лучшей профилактикой угасания памяти в пожилом возрасте является изучение языков с обязательной разговорной практикой. При этом активно задействуются не только механизмы узнавания, запоминания и воспроизведения, задействован еще целый ряд мыслительных процессов, помогающих понять принципиально иную лингвистическую систему.

Тренировка тела и тренировка ума позволят быть в хорошей физической и умственной форме до самого конца. Кроме того, это прекрасный пример подрастающему поколению, не отдаваться во власть нелепых страхов, а планомерно, на протяжении всей жизни работать над собой.